Губадия, кыстыбый и чак-чак: где вкусно и недорого поесть в казани

Оглавление

Татарские пироги

Сильная сторона татарской национальной кухни – это выпечка. Именно выпечку можно считать основным блюдом кухни Казани. Все эти многочисленные татарские пироги отличает то, что их можно есть и на первое, и на второе, и на третье. То есть в одних пирогах бульон и картошка с мясом, в третьих что-нибудь сладкое. В Татарстане всегда было развито сельское хозяйство. Республика и сейчас занимает 2 место в Российской Федерации по объёму сельхоз продуктов. Поэтому раньше хозяйки готовили такую еду, чтобы её можно было взять в поле и она была бы достаточно сытной и питательной. Как правило, это выпечка с мясом и мясным бульоном — питательная и очень калорийная.

Если собираетесь в Татарстан в гастрономическое путешествие, будьте готовы к тому, что в те же штаны в которых вы приехали вам на обратном пути будет уже не влезть

Эчпочмак

( с татарского переводится как треугольник) – пирог с мясом, картошкой и мясным бульйоном. Один из самых распространённых видов выпечки в Казани.

Элеш

– это пирожок с курицей. Он имеет круглую форму и красивый ободочек из защипнутого теста сверху. Как и любая татарская кухня – он очень сочный, а так же довольно большой и сытный.

Губадья

– про этот пирог мы узнали от местного гида и, надо сказать, я никогда бы не решилась его попробовать судя только по описанию. Но гид Сергей нас заверил, что это вкусно, и он был прав. Губадья  — это сладкий слоеный пирог из риса, яиц, сухофруктов и главного ингридиента — кызыла эремсека. Кызыл эремсек – это сладкий творожный продукт, который делают из томленого молока и катыка (кисломолочного напитка, о котором читайте дальше). Думаю что губадью стоит попробовать хотя бы потому, чтобы удивиться тому, как совершенно разные продукты могут сочетаться и дополнять друг друга.

Перемеч (перемяч)

– мясной пирог, похожий на беляш. Как правило, этот пирог жареный.

Описанные выше блюда – это выпечка, которую удалось попробовать нам. Но вы возможно сумеете справиться с гораздо большим ассортиментом пирогов.

Например:

  • Катлама с маком – слоеная выпечка с маковой начинкой.
  • Сарбурма – мясной рулет.
  • Кыстыбый – лепешки с картофелем.
  • Бармак – сладкие рулетики с ореховой начинкой.

И многие другие.

Что попробовать в Казани


Национальный комплекс «Туган авылым»

Так что теперь вы знаете, что попробовать в Казани, чтобы иметь представление о татарской кухне. И если у вас есть хотя бы дня три-четыре, обязательно устройте себе гастротур по заведениям общепита. А список того, что именно спрашивать – держите наготове! И считайте, что вам особенно повезет, если вы будете приглашены в гости к татарской семье. А вот на этот случай держите памятку о татарской культуре питания:

  • вазочки с хлебом или лепешками расставляются по всей длине стола так, чтобы каждый смог дотянуться, не прибегая к помощи соседей»
  • в тарелках с закусками будет своя ложка, которой можно наложить закуску себе;
  • закусочная тарелка обязательно будет поставлена в большую по размеру;
  • во главе стола сидит хозяин – который и руководит трапезой. Прислуживает за столом обычно младший член семьи мужского пола;
  • самый почетный гость (а им вполне можете оказаться и вы) усаживается справа от хозяина;
  • после основных блюд, во время чаепития (которое в татарской культуре имеет вид целого ритуала), на стол выставят конфеты или кусочки халвы в большом общем блюде, а также мёд, варенье или повидло в качестве сладости. Сахар к чаю подавать не принято. Зато чай непременно будет свежезаваренным, и подадут его горячим в чайнике. Если же гостей много – стол увенчает собой большой праздничный самовар.

Особенности татарской кухни

Есть особенности, присущие в большей степени исламской части населения Татарстана (ибо есть ещё и татары-христиане):

  • в пищу не употребляется свинина, как запрещенное Кораном мясо;
  • ни под каким видом не добавляется алкоголь;
  • в традиционных блюдах вы не найдёте грибов (хотя в поздних заимствованиях они могут встречаться);
  • пища готовится жирная и калорийная, и, как правило, в котлах и казанах с толстыми теплоемкими стенками;
  • почти обязательна выпечка в виде сдобы, часто со сладкими начинками.

Теперь переходим к тому, что попробовать в Казани из всего богатейшего кулинарного разнообразия.

Как спланировать поездку дешевле?

Рекомендуем воспользоваться проверенными советами на себе уже много раз:

  • Советуем установить на свой смартфон приложение от РумГуру, так вы сможете подобрать любую жилплощадь даже по приезду в город, очень удобно в командировке или при незапланированном отдыхе в режиме реального времени найти свободную квартиру, отель или хостел.
  • Экономно застраховать свое здоровье и жизнь в путешествии советуем через Tripinsurance, сервис работает только с проверенными крупными страховыми компаниями, что уже вызывает доверие. Вам остается выбрать лишь самый выгодный вариант, но на здоровье лучше не экономить.
  • Авиабилеты? Опытным путем советуем пользоваться Aviasales.
  • Возможно вам пригодится и наша подборка полезных приложения для туриста.

Аш — ритуальное застолье

В переводе с татарского слово аш значит «еда» и, в частности, «суп». А еще так называют традицию ритуального застолья. Современные татары-мусульмане проводят аш в честь никаха (обряда бракосочетания), рождения ребенка, в па­мять о родствен­никах, во время священных праздников. Обычно аш проходит в семейном кругу. Каждая мусуль­манская семья сама решает, когда его прове­сти, но начинается он всегда одинаково — с чтения Корана.

Обязательный участник любого аша — пожилая женщина, уважаемая в общине (например, абыстай — супруга муллы, мусульманского священника), или муж­чина, умеющий читать Коран на араб­ском языке. Иногда, по особым случаям, это сам мулла, который может произнести небольшую пропо­­ведь. Коран и хадисы (предания о словах, действиях и по­ступках Мухаммада) слушают перед началом трапезы, но уже сидя за накры­тым столом. В комнате стоит тишина, которую прерывает только чтение на арабском языке. Это самая важная часть аша, его основной смысл.

Татарская женщина. XVIII век

Алкоголя на аше нет: это запрещено шариатом. Вся еда халяльная  То есть это пища, разрешенная мусульманам., но что подавать, каждая хозяйка решает само­стоятельно. Скорее всего, на столе обязательно будет чак-чак, кош-теле (дословно «птичьи язычки» — хворост из теста, обжаренный в масле), различные пирожки из дрожжевого теста, сухофрукты. Может присутствовать коймак (блинчики).

Стол должен быть обильным, его готовят заранее. К моменту, когда гости рас­са­живаются, на нем уже стоят фрукты, ягоды, свежие или засоленные овощи, выпечка, сладости. Современная традиция допускает наличие рыбных и мяс­ных закусок, напри­мер копченой рыбы или казы, то есть конской колбасы.

До нынешних времен аш, как и любое татарское застолье, начинался с чая. Сейчас до подачи горячих блюд на стол ставят компоты, соки или воду.

Горячий обед начинается с супа, и чаще всего это токмач — лапша в курином бульоне. Лапша должна быть очень тонкой. Сейчас традиция уходит, но когда-то считалось, что хорошая невеста обязана уметь нарезать лапшу «в паутинку». Более того, из двух невест могли выбрать ту, что режет лапшу тоньше. Традиция учить девочек с самого раннего детства раскаты­вать и резать лапшу была характерна и для мусульман, и для кряшен — крещеных татар.

После супа на стол выносят второе, в роли которого часто выступает большой пирог губадия (тат. гөбәдия) или зур-бэлеш (тат. зур бәлеш). Зур-бэлеш начиняется карто­фелем, мясом (гусятиной или говядиной) и луком. До конца XIX века, когда картофеля татары не знали, в зур-бэлеш клали крупу, чаще всего полбу. Это сытный и очень нарядный пирог.

Есть бэлеш полагается ложкой: поскольку теста в нем значительно меньше, чем обильной начинки, то сначала с него снимают верхнюю «крышку», и эти кусочки теста раскладываются по тарелкам порционно вместо хлеба. Рядом накладывают начинку. После этого раздают нижний слой бэлеша, мягкий и пропитанный соком от начинки; многие считают его самой вкусной частью пирога. Низ бэлеша получают пожилые гости, например абыстай.

В заключительной части аша, перед тем, как подать чай, на столы могут вынести картофель и мясо (говядину или курятину, вареную или тушеную). Картофель — современное нововведение, дань привычке есть мясо только с гарниром. До XX века на стол ставили просто нарезанное кусками мясо, которое раздавали гостям; самые жирные части доставались самым уважаемым из присутствующих.

Заканчивается аш чаепитием. Тут вступают в дело многочисленные сладости, которые стоят на столе с самого начала трапезы.

Смысл аша заключается не только в том, чтобы сытно и вкусно накормить гостей, но и в соблюдении религиозных традиций. Поэтому еще одна обяза­тельная часть аша — раздача каждому гостю садака, подарков в честь Аллаха: это могут быть платки, отрезы ткани, куски мыла или другие мелочи. Чтецы Корана получают более весомые подарки, чем осталь­ные.

Кроме того, каждый гость уносит с собой гостинец со стола (тат. күчтәнәч). Аш накры­вается с таким расчетом, что после него всегда остается достаточное количество еды, чтобы раздать уходящим. Поэтому вернуться с аша можно с куском пирога, фруктами, чак-чаком или кош-теле — с тем, что завернет с собой хозяйка.

Что попробовать в Казани из еды?

Для любителей вкусно поесть татарская столица – именно то место, где турист сполна удовлетворит свои гастрономические запросы и заодно узнает, что поесть в Казани из национальной кухни. Предлагаем 15 самых популярных блюд, которые можно отведать с удовольствием:

Бешбармак – мелко нарезанная отварная с луком баранина и домашняя лапша, сильно приперченная. Подается с мясным бульоном. Бешбармак означает «пять пальцев», поэтому его едят просто руками, запивая насыщенным бульоном.

Бешбармак

Токмач – наваристый, очень ароматный и невероятно вкусный куриный суп с домашней лапшой и зеленью.

Токмач

Катлама –мясные рулетики, приготовленные на пару. По сути это манты, поэтому их варят в мантоварке. На стол подают нарезанными, со сливочным маслом.

Катлама

Азу по-татарски – очень известное блюдо из картофеля и говядины, которая тушится с солеными огурцами с добавлением томатной пасты и специй. Должно готовиться обязательно в толстостенной чугунной кастрюле, что придает этому блюду восхитительный вкус.

Азу по-татарски

Эчпочмак – это треугольные дрожжевые пирожки, начинка которых состоит из мелко нарезанного картофеля, лука и, конечно же, баранины. Их едят, запивая густым мясным бульоном.

Эчпочмак

Кыздырма – жаркое из конины. Блюдо долго тушится в духовке, от чего приобретает привлекательный поджаренный вид и необычайно ароматный вкус.

Кыздырма

Пермячи – жаренные дрожжевые пирожки круглой формы с мясной начинкой. Очень вкусны со сладким чаем.

Пермячи

Балеш – закрытый пирог из утиного или куриного мяса с картофелем. Вверху пирога делают маленькое отверстие, в которое подливают жирный сок от мяса. Маленький пирог называют «вак-балеш», а большой – «зур-балеш».

Балеш

Кыстыбый – лепешка из пресного теста, сверху на них кладется картофельная начинка. Просто, но лепешка получается очень мягкой, невероятно вкусной и сытной, особенно со сладким чаем.

Кыстыбый

Кызылык – высушенное мясо конины с солью и специями. Имеет форму колбасы и считается очень полезным для мужского здоровья.

Кызылык

Губадия – многослойный пирог с рисовой, яичной или творожной начинками. Считается праздничным блюдом.

Губадия

Чак-чак – нарезанное мелкими брусочками тесто обжаривается в масле, поливаются медом. Украшается орехами или шоколадом. Невероятно простое и вкуснейшее лакомство!

Чак чак

Кумыс – очень известный, хорошо освежающий напиток кисловато-сладкого вкуса из конского молока. Его можно заквасить до некоторой крепости, которая может слегка опьянить, или сделать послабее, хорошо освежающим и успокаивающим. О целебных свойствах кумыса наслышаны многие.

Кумыс

Айран – еще один популярный напиток из молока, сквашенного молочнокислыми бактериями. Его можно назвать разновидностью кефира, хорошо утоляет жажду и голод.

Айран

Корт – сваренный из ряженки творог и высушенный на сильном огне до светло-коричневого цвета.

Корт

Уличная еда в Казани не сильно развита, однако, для тех, кто ищет, где поесть в Казани недорого, либо предпочитает быстро утолить голод на свежем воздухе, всегда найдется, чем перекусить. Это татарская выпечка «Тубэтэй», митболы – мясные шарики, фалафель – бобовые фрикадельки, блины, пончики, вареная кукуруза. В разных местах можно найти разнообразные лотки и киоски, торгующие местным фастфудом. При длительном проживании и самостоятельном приготовлении пищи будет интересно узнать о стоимости продуктов в магазинах и на рынках города.

Чак-чак

Чак-чак — крохотные кусочки сдобного теста, обжаренные в масле и склеен­ные между собой медовой глазурью, самое известное татарское блюдо.

По мнению большинства этнографов, татары унаследовали рецепт чак-чака от булгар. Для его изготовления нужны только локальные продукты: в нем нет ни сухофруктов (которые везут из Средней Азии), ни специальных пряностей. Только мед, масло, яйца, молоко и мука.

Татарский этнограф Каюм Насыри в XIX веке приводил булгар­скую легенду, согласно которой хан заказал придумать к свадьбе сына новое угощение. Но не простое, а праздничное, легкое в приготовлении, непортя­щееся, вкусное, сытное и такое, чтобы воины могли есть его на ходу. По легенде, блюдо, отвечающее всем условиям, изобрела жена одного пастуха.

Девочки с чак-чаком. Болгарский музей-заповедник, 2017 год

На свадьбе хан наделил чак-чак всевозможными символическими значениями: обилие шариков из теста обозначало многочисленное потомство, которое появится у молодоженов; склеенные между собой кусочки олицетворяли связь между супругами; золотистый цвет блюда — сияние монет; речи супругов должны были быть такими же сладкими, как мед, а форма блюда — горка — была пожеланием того, чтобы дела у молодых шли только вверх.

Возможно, Насыри что-то добавил от себя, но чак-чак прочно вошел именно в свадебную традицию — современная татарская свадьба без него не обходится. Чак-чак играет в ней и роль русского каравая: после обряда бракосочетания молодым выносят чак-чак на полотенце, и они кусают его с двух сторон. У кого во рту окажется больший кусок, тот и будет руководить в доме.

В то время как губадию для свадьбы в разных деревнях могли готовить как в доме невесты, так и в доме жениха, чак-чак всегда делали у невесты. Он считается женским блюдом. Его, как губадию, тоже делили на четыре части, и четверть отправляли родственникам жениха, не присут­ствовавшим на свадьбе.

Название чак-чак некоторые специалисты воз­водят к имени персонажа поли­теи­стического пантеона древних булгар. Оно произносится как Чагы или Чага, и этот персонаж якобы отвечает за семейный очаг и достаток. Но это непод­твержденная информация — большинство этнографов все-таки склонны считать, что название блюда происходит от сходного по звучанию татарского слова, которое переводится как «чуть» (кусочки теста очень маленькие, чак-чак собран из множества мелких «чуть-чутей»).

Эчпочмак

Эчпочмак в переводе означает «три угла». Выпечка эта действительно традиционно делается треугольной формы. В качестве начинки, завернутой в тесто, используется картофель, мясо, репчатый лук. Это – основные ингредиенты, если и допускаются какие-то вариации, то в ограниченном ассортименте. Притом все компоненты начинки берутся сырыми!

Отличаться от семьи к семье или от региона к региону может только тесто. Которое может быть как дрожжевым, так и пресным, с последним обычно делают бульонные эчпочмаки. Бульон у них внутри, вместе с твердыми компонентами, и такая выпечка, в отличие от изделий с сухими начинками, не глухая, запечатанная со всех сторон швом «косичка», а имеет в середине отверстие для заливки бульона. И использоваться может, как первое блюдо. Кстати, «правильным», традиционным эчпочмаком будет как раз бульонный.

Кыстыбый

Обжаренная пресная лепёшка с начинкой из каши, рагу, но чаще — картофельного пюре: кыстыбый напоминает незакрытый пирог, обмазанный топлёным маслом. Начинку кладут на одну половину лепёшки — и закрывается сверху второй. Есть кыстыбый особенно приятно зимой — в горячем виде это очень сытное и согревающее блюдо.

Попробовать это незамысловатое блюдо в Казани можно в специализированной закусочной «Кыстыбый — tatar-food». В меню — 16 видов лепёшек с различными начинками, от рыбной и мясной до овощной и творожной. Стоимость одного кыстыбый — от 79 до 229 рублей, в зависимости от начинки.

Особенности татарской кухни и традиции этикета татар

Татарская кухня очень интересна и разнообразна. Она формировалась благодаря своим этническим традициями, уходя корнями в далекое прошлое. На ее развитие в значительной степени повлияли соседние народности, привнося определенные нюансы в заложенные издавна основы.

Древние булгары подарили татарам бал-май, катык и кабартму, в наследство от китайцев им достался чай и пельмени, узбекская кухня дополнила татарскую пловом, а таджикская – сахарной пахлавой. И все это в дополнение к национальному эчпочмаку и чак-чаку. Татарская кухня была одновременно и простой и роскошной, довольно сытной и разнообразной, поражала обилием вкусных блюд и сочетанием на первый взгляд абсолютно не сочетающихся продуктов.

Но татары славились не только сытными и обильными яствами, а также и щедрым гостеприимством. По обычаю предков, перед гостями всегда выставлялись только лучшие блюда, отвечающие самым взыскательным вкусам. Радушные хозяева выставляли на стол изысканный щербет, сахарный чак-чак, сытный баурсак, изысканный кош-теле, сладкую калтыш-калеве, липовый мед и ароматный чай.

У восточных людей гостеприимство всегда было на высоте. Считалось что человек, который не любит и не может принимать гостей – нездоровый и неполноценный. У мусульман было нормой одаривать пришедшего в дом человека богатыми дарами, что уже говорить о скромной трапезе. Обычно гость тоже не оставался в долгу и никогда не приходил с пустыми руками.

На Востоке господствовала фраза: «Кунак ашы – кара каршы», что в переводе означало «Гостевое угощение – взаимное». Гостеприимство впитывалось восточными народами с молоком матери. Даже в древние времена оно было в чести у татар. Особенно сильно это поразило багдадского халифа, прибывшего к булгарскому царю Альмушу по приглашению для помощи по принятию Волжской Булгарии в исламскую веру.

Сыновья царя радушно встретили гостей еще в пути, угощая их хлебом, просом и мясом. А в царской юрте столы буквально ломились от изобилия яств и закусок. Но что более всего поразило посла – предложение забрать гостям оставшиеся после угощения яства с собой.

Петр Первый также был поражен размахом татарского гостеприимства, когда в 1722 году, в мае, направляясь в поход на Пруссию остановился в доме богатого восточного купца Ивана Михляева, где и отпраздновал свой пятидесятилетний юбилей. Слуги, кланяясь в пол государю подавали холодные закуски, горячие блюда, жаркое, пирожные и сладости, а также многочисленные пироги с отменной начинкой.

Мусульманская религия также внесла свои значительные коррективы в правила приема пищи. Коран запрещал употребление свинины, как нечистого животного, а сокол и лебедь, напротив считались священными птицами, что также делало их неприкосновенными.

В священный месяц исламского календаря – рамадан, мусульмане, достигшие возраста двенадцати лет и старше должны были воздерживаться от питья и еды днем в течение тридцати дней.

Также шариат запрещал употребление алкогольных напитков. Согласно Корану, считалось, что в вине заключено и плохое и хорошее, однако содержание первого в разы больше. Пророк Мухаммед вещал, что вино – источник греховного удовольствия, и что оно отнимает рассудок у того, кто его выпивает.

По исламскому этикету трапезу необходимо было начинать с обязательного омовения рук. Начинался и заканчивался прием пищи молитвой, прославляющей Аллаха. Мужчины и женщины питались отдельно друг от друга.

Знаменитый татарский просветитель Каюм Насыри описал в одной из своих книг правила татарского этикета:

  • за стол необходимо было садиться, не заставляя себя ждать;
  • кушать нужно только правой рукой;
  • дурным тоном считалось брать еду раньше почтенных людей, находящихся за одним столом;
  • приветствовалась умеренность в пище.

Гусь

Мясо гуся и утки в татарской кухне очень попу­лярно. Его добавляют в начинки для мясных пирогов, жарят, варят и запекают. Праздничные варианты эчпочмака (знаменитых треугольных пирожков с мясом и картошкой) вклю­чают гусятину или утятину, а вовсе не говядину. Некоторые этнографы утверждают, что водо­плавающие птицы имеют в татарской культуре сакральное значение.

Татарский праздник Гусиного пера. Сахаево, 1998 год

Очень важную роль гусь играл на свадьбе. Его подавали как заключительное блюдо основного застолья, перед финальным чаепитием. Гусь символизировал достаток; в некоторых деревнях деньги для молодых и сегодня собирают именно при выносе гуся.

Разделкой гуся занимался специально назна­ченный человек: это мог быть только мужчина, и выбирала его сторона жениха. Ему вручался специальный ритуальный нож (длинный и широкий), и мужчина должен был разделить птицу на части таким образом, чтобы не повре­дить кости (это считалось плохой приметой).

Процесс разделки часто сопровождался комментариями. Например: «Невеста, ты много летала, обрезаю тебе крылышки. Когда придут родственники — не стой с опущенными руками (отрезается левое крыло). Жених, чтобы руки не были длинными — отрезаю тебе их (отрезается правое крыло гуся). Чтобы глаза твои не смотрели в другое место — обрезаю тебе шею (отделяется шейка птицы). Чтобы без жены не ходил никуда — обрезаю тебе ноги». И так далее.

После этого участникам застолья раздавали птицу в строго определенной последовательности: каждая часть тушки имела свое значение. В разных деревнях есть разные интерпретации того, какую роль будут играть в семейной жизни разные части птицы. Например, в одной из деревень голову гуся отре­зали, «чтобы жена не перешагнула через голову мужа», а крылья — «чтобы муж был верен в семье». Очень часто крыло должна была съесть невеста: как и в рус­ской ритуальной традиции, это символизировало уход девушки из родного дома.

Современную татарскую свадьбу тоже сложно представить себе без гуся, запеченного целиком. Но сегодня это просто дань традиции и дорогое торжественное блюдо. 
 

Курс создан при поддержке компании «Татнефть»

Чак-чак

Восточная сладость, обязанная своим рождением, согласно легендам, булгарскому хану, который подарил её молодым на свадьбе своего сына-наследника. Чак-чак стал одним из символов не только татарской кухни, но и всего Татарстана.

Делается из маленьких шариков или тонких полосок сдобного теста – в разных районах Татарстана форма приготовления разная. Запекается и обильно пропитывается мёдом – так что вкус и состав сугубо натуральные. Подаётся как сладкое к чаю.

Вручение кусочков чак-чака жениху и невесте на татарских свадьбах является обязательной частью национального свадебного ритуала.

Губадия

Это огромный пирог из пресного теста с несколькими слоями начинок, кото­рый традиционно пекли на свадьбу. Есть разные виды губадии: сладкую подают к чаю, мясную — как второе блюдо. Сегодня губадию делают с рисом, а до XX века в составе многослойной сладкой начинки были в основном ягоды и сухофрукты. Впрочем, сухофрукты были непременным ингредиентом и мяс­ной губадии тоже. Некоторые этнографы упоминают, что их считали оберегом, способным уберечь молодоженов от дурных предзнаменований.

Обязательный ингредиент губадии сегодня — это корт, специальным образом подготовленный творог: его на протяжении четырех-семи часов томят на огне, смешивая с сахаром и сливочным маслом. Получается коричневая рассыпчатая сладкая масса, которая очень долго хранится и имеет характерный привкус топленого молока. Несколько веков назад корт было принято брать в долгие путешест­вия: он очень сытный и долго не портится.

 Губадия с кортом, рисом, яйцом и изюмом

Количество слоев в свадебной губадии не слу­чайно: оно символизировало коли­чество дней, которые молодой муж может оставаться в доме жены и ее родителей после бракосочетания. Дело в том, что во многих деревнях жена переезжала к мужу не сразу: сначала муж оставался на несколько дней в доме ее родителей, потом несколько недель приезжал по четвергам, и только после этого жена переезжала в дом мужа. Такое раздельное проживание имело в том числе экономическое значение: калым за невесту родители жениха не всегда могли выплатить сразу. Так что жена отправлялась к ним в дом только после того, как ее семья получит все, что полагалось по предсвадебному договору.

Татарские женщины на кухне. 1860 год

Таким образом, в губадии могло быть от пяти до девяти слоев. На свадьбе ее торжест­венно разрезал кто-либо со стороны жениха (обычно отец). Делалось это одним медленным движением, чтобы открыть сразу все начинки и прове­рить, как пропекся пирог. Пропечь все слои равномерно в деревенской печи было непро­стой задачей. Если внутри губадия оставалась сыроватой, то прямо во время свадьбы начинали печь новую. После праздничного застолья ее делили по числу гостей и давали им с собой в качестве гостинца. Если же губадия получалась с первого раза, то ее сначала делили на четыре части, одну из которых посылали в дом жениха (для тех родственников, кото­рые не смогли прийти на свадьбу), а остальные съедали на свадебном застолье.

Перед тем как разрезать губадию, отец жениха должен был накрыть ее поло­тенцем и положить на него деньги — совершить своеобразный обряд выкупа пирога.

Сегодня татары воспринимают губадию как лакомство к чаю, а начинка в ней состоит из слоя корта и сладкого риса с сухофруктами. Но ни одна свадьба по-прежнему без нее не обходится. Как и без чак-чака.